Спрос на деньги

Качественное изменение денежных форм в начале XX века привело к тому, что количественная теория денег перестала соответствовать реальной действительности. Экономическая тео­рия должна была ответить на вызов.

И ответ был дан кембриджской школой, среди приверженцев которой такие великие экономисты нового времени, как Маршалл, Пигу, Кейнс. Старая количественная теория, как уже отмечалось выше, предполагала, что количество денег физически задано. Сами деньги в силу того, что имели товарную природу, могли выполнять функцию меры стоимости. Поэтому классическая количественная теория по существу решала вопрос о распределении заданной денежной массы по основным назначениям, которые определялись как функции денег: средство обращения, средство платежа, средство образования сокровищ, мировые деньги.

В новых условиях такой подход стал невозможным: денежные власти должны были обеспечить равенство между эмиссией денег, или их предложением, и потребностью экономики в деньгах, или спросом на деньги.

Равенство спроса и предложения денежные власти должны обеспечить, по мнению экономистов кембриджской школы, регулируя предложение денег в соответствии со спросом. Отсюда и идеи Кейнса о том, что предложение денег должно стимулировать экономический рост с помощью контролируемого роста цен.

Таким образом, дело сводилось к определению спроса на деньги — понятию не очень ясному, поскольку для большинства людей понятно, что чем больше денег, тем лучше, а «купить» их можно только за труд, товар, услуги, имущество. Поэтому необходимо четко определить, что такое спрос на деньги. Для этого рассмотрим портфельный подход к определению активов каждого индивидуума, фирмы, государства. Под активами понимается принадлежащее собственнику материальное и нематериальное богатство, представленное в разных формах: недвижимость, запасы сырья, готовых товаров и т.д.

Одним из видов активов являются кассовые остатки, то есть принадлежащие собственнику остатки наличных и безналичных денежных средств. Они являются ликвидной частью его имущества, и потому проблема сводится к следующему: какими мотивами руководствуются собственники и получатели доходов для определения необходимых им кассовых остатков. Это было переформулировано следующим образом: каков коэффициент предпочтения ликвидности, измеряемый отношением дохода, оставляемого собственником в непосредственно денежной форме, ко всему полученному им доходу. Если этот коэффициент известен, то спрос на деньги определяется как пропорциональная часть полученного дохода. Чтобы ответить на этот вопрос, Кейнс называет три основ­ных мотива, заставляющих людей, фирмы, государства всегда иметь часть своих доходов в виде кассовых остатков денежных средств:

  • Мотив первый — транзакционный, т.е. потребность в наличии кассового остатка в виде денег для потребностей обращения: а) запас денег у индивида для обычных покупок до следующего получения доходов; б) запас денег у фирмы для обеспечения закупок материалов, оплаты труда работников и других нужд до получения следующих денежных поступлений от реализации товаров и услуг; в) валютные резервы страны для обеспечения своих резидентов средствами для расчетов по внешнеэкономической деятельности.
  • Мотив второй — предосторожность, т.е. необходимость всегда иметь резерв денежных средств для снижения рисков в условиях неопределенности, и сглаживания неизбежных кассовых разрывов.
  • Мотив третий — спекулятивный. Под спекулятивным понимается спрос на деньги, необходимые для приобретения финансовых активов, облигаций. Он неизбежно возникает в силу того, что современные деньги сами по себе не могут служить средством сохранения стоимости. Поэтому определенная часть доходов должна использоваться в качестве средства платежа — кредитных ресурсов, приносящих доход в виде процента. Очевидно, что она определяется в форме некой функции, называемой функцией ликвидности, где независимым аргументом является процентная ставка.

Таким образом, новая количественная теория денег пред­ставляется в виде равенств:

Мд = Ms; Мд = К х Р х Q + L(r),

где Мд — спрос на деньги;
Ms — предложение денег;
к — коэффициент предпочтения ликвидности;
р — средний индекс цен;
L — функция ликвидности;
г — процентная ставка;
Q — объем валового внутреннего продукта.

Из экономического анализа этой формулы следует, что экономическая политика должна быть направлена на управление двумя переменными:

  1. Q — объем валового внутреннего продукта или сумма национального дохода страны и потребления основного капитала. Увеличение этой величины символизирует экономический рост.
  2. Р — средний индекс цен, а точнее — изменение покупательной способности денежной единицы, стабильность которой символизирует стабильность финансово-кредитной и денежной систем страны, гарантирует минимальный риск в условиях неопределенности развития рыночной экономики.
  3. Рост цен получил в западной практике название инфляции. Следовательно, цели экономической политики можно определить как экономический рост при минимизации инфляции.

По материалам А.М. Матлина

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: