Финансовая политика в целом направлена на обеспечение эффективного государственного и муниципального управления, сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях экономической политики страны, обеспечение финансовой устойчивости и безопасности государства, установление режима рационального использования национальных богатств, повышение жизненного уровня населения.
Базовые элементы комплексной финансовой политики определяют положения бюджетной, налоговой, кредитно-денежной, антимонопольной ценовой и таможенной политик. Они базируются на законодательных актах и реализуются посредством финансового механизма, который раскрывает принципы, формы и методы управления движением денежных средств. Финансовая политика государства формируется и воплощается в жизнь по следующей схеме:
- Федеральные органы исполнительной власти осуществляют функции по выработке государственной экономической политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, банковской, налоговой, страховой и других видах деятельности;
- Министерство финансов вносит проекты федеральных законов, нормативных актов, бюджетов;
- правительственные органы государства и его субъектов принимают коллегиальное решение на всех уровнях бюджетной системы;
- бюджеты, принятые правительственными органами передаются на рассмотрение и принятие в Государственную Думу;
- принятый вариант федерального бюджета утверждает Федеральное Собрание, а затем Президент;
- Федеральное казначейство осуществляет управление доходами и расходами федерального бюджета, доводит до территориальных органов бюджетные ассигнования, организует взаимные расчёты между бюджетами, выполняет другие функции по учёту движения денежных средств.
- Счётная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджетов, проводит финансовую экспертизу статей законов, оценку эффективности расходования государственных средств;
- Росфиннадзор осуществляет функции контроля и надзора за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов.
Финансовая политика государства вытекает из задач, которые ставит экономическая политика. В теории различают несколько схем финансовой политики, в том числе классическую, планово-директивную и регулирующую. Согласно первой схеме особую роль играют рынок и рыночные отношения, которые регулируют экономический рост, а функция государства сводится к обеспечению свободы рыночных отношений. Планово-директивная схема предусматривает централизацию финансовых ресурсов и их перераспределение через государственный бюджет. Регулирующая схема основана на экономической теории Дж.Кейнса и обосновывает формы государственного воздействия на развитие экономики через финансово-кредитные инструменты (бюджетная, налоговая, кредитная и таможенная политика).